Камчатка. Авачинская бухта. Горелый. Авачинский

Морская прогулка по Авачинской бухте

Эта бухта одна из крупнейших бухт на планете и способна принять любое судно. Местные утверждают, что в этой бухте могут поместиться все корабли мира. Длина бухты 24 километра, ширина у входа — 3 километра, общая площадь водного зеркала равна 215 км².

Помимо Петропавловска-Камчатского на берегу бухты находится Вилючинск, закрытый город, являющийся пунктом базирования тихоокеанского флота России, в том числе атомных подводных лодок. Американцы называют Вилючинск «осиным гнездом» (из-за большого количества подлодок).

Мы же ходили по бухте не на подлодке и не на военном корабле, а на стареньком прогулочном катере. Всем желающим раздали по таблетке против укачивания, а также объяснили как пользоваться спасательным жилетом и свистеть в свисток. Всем это напомнило фильм «Титаник», благо и погода была подходящая и ледяной океан рядом (только Тихий).

Шли мы очень медленно да и волн не было, так что таблетки не пригодились. Гид пересказывал историю возникновения и развития города, коснувшись и темы обороны города в ходе Крымской войны. Все это я уже и так знал, кроме некоторых деталей. Проплывая мимо Никольской сопки мы заметили установленные там старинные орудия. Это оказался макет «Смертельной батареи» лейтенанта А.П.Максутова, которая вступила в бой (имея 5 пушек) с 30 орудиями французского фрегата «Форт» 24 августа 1854 года. В ходе жестокой артиллерийской дуэли батарея Максутова нанесла существенный урон противнику. Сам Максутов был тяжело ранен (ему оторвало руку) и скончался.

Памятник был установлен сто лет спустя (в годовщину победы над англо-французскими войсками) в 1954 году. Видимо на волне державного патриотизма, который был запущен в годы второй мировой. Удивительно, но именно большевики увековечили память героя (князя при этом). Также в честь Максутова названа одна из улиц в Петропавловске-Камчастком.

Возле ворот бухты, за которыми уже простирался Тихий океан, находится другая достопримечательность — группа из трех выступающих из воды столообразных скал, которую называют «Три брата». По легенде это три брата, которые защитили бухту от гигантской волны из океана. Они окаменели и остались стоять у ворот бухты, охраняя ее. Откуда возникла эта легенда? Придумали ли ее «националы» или это уже новодел? Не ясно.

На обратном пути к нам прибились сивучи. Но кормить их было нечем, так что опять они ушли ни с чем. А вот нас угостили в кают-компании вкусной ухой.

Анонсированная рыбалка не состоялась, так как гид сказал что «рыбы нет». Хотя рыболовные суда шли мимо нас. Впрочем, это особо никого не расстроило. Спустя несколько часов мы благополучно вернулись в порт.

Вулкан Горелый (высота 1829 )

Наконец-то поездка на вулкан. Дело это оказалось не таким простым и дешевым, так как далеко не каждый проводник согласился ехать: туристы, особенно на далекие вулканы, не стремились. Набрать группу было невозможно. Но все-таки проводник был найден.

Итак, маршрут до вулкана Горелый — более 80 км, из них 20, по выражению проводника Володи - «релакс тур» на джипе и 60 км на снегоходе в снежную глушь на морозном ветру. Меня предупредили, чтобы «надевал все, что можно» и значительная часть дороги будет как на «стиральной доске».

Рано утром, когда еще было темно на большом праворульном тюнингованном джипе, сзади которого был прицеп со снегоходом, мы выехали из города.

Температура менялась просто волшебным образом. За несколько километров (в зависимости от высоты на которой мы ехали) она могла прыгнуть градусов на пять вниз, а потом подняться обратно, колеблясь от -15 до -20.

Приехали к точке старта. Взяли с собой все необходимое — провизии (в достаточном количестве с запасом + бутылку водки), спутниковый телефон (на всякий случай).

Поехали. Часть пути лежала вдоль «как бы дороги» проложенной северным транспортом — тяжелыми грузовиками и гусеничными тракторами (в этом районе находится термальная электростанция, а также золотой прииск).

Первым в объектив фотоаппарата попал Вилючинский вулкан. Очень красивый стратовулкан (то есть слоистый, состоящий из множества слоёв лавы) представленный правильным конусом высотой 2175 над уровнем моря. Этот вулкан потухший.

С погодой нам повезло и ветра практически не было, что позволяло останавливаться и фотографировать красивые виды. Один раз вылетели со снегохода и вытаскивали его, во время преодоления перевала. Это было единственное сложное препятствие. По пути мы встретили безнадежно завязший УРАЛ. Измученного вида водитель сказал, что стоит тут с ночи и ждет трактор (трактора он дождался, чему мы были свидетелями на обратном пути).

Живописный вид на перевале. Деревянные идолы засыпаны метра на полтора снегом.

Наконец, добрались до «Горелого». В отличие от того же Вилючинского или Авачинского Горелый имеет довольно причудливую форму, особенно когда он засыпан снегом. Он состоит из 5 друг друга перекрывающих стратовулканов, которые находятся в кальдере, диаметром 10x13 км.

Благодоря хорошим погодным условиям и отличному снегоходу мы подкатили к главному кратеру Горелого. Судя по полному отсуствию каких-либо следов мы там были первыми за последнюю неделю. Открыли сезон 2018 года!

Виды открылись с него потрясающие. Словно ты находишься на другой планете, настолько необычен пейзаж вокруг. Кратеры, вулканы, сопки. С Горелого виден как и Вилючинский так и Мутновский вулкан (действующий, с горячими гейзерами, на нем увы я не побывал).

Горелый — действующий вулкан, и из его недр (из фумарол — трещин или отверстий) выходят горячие газы. К одной из таких фумарол мы подошли вплотную:

На обратном пути мы заехали на застывший водопад, расположенный на северо-западном склоне Вилючинского вулкана. Володя заехал туда с нехотой, так как посещение этих мест считается небезопасным. Есть угроза схода лавины. Так в июле 2017 там погибло двое человек, катающихся на снегоходе. Потому мы даже не стали глушить двигатель — быстрая фотосессия и едем дальше.

Кстати о снегоходе. Вообще это не мотоцикл и не гидроцикл. Достаточно спокойно им можно управлять, когда едешь по ровной местности. В иных случаях он просто не слушается руля и приходится отклоняться всем телом влево или вправо, если требуется скорректировать движение.

Доехав до туристической базы, которая находилась в начале нашего пути, мы перекусили — благо аппетит разыгрался. Теперь можно было возвращаться домой. Спасибо камчатским духам за великолепную погоду!

Вулкан Авачинский (2741 м)

Следующий и крайний вулкан, который я посетил в этом путешествии — это Авачинская сопка, или, как говорят местные, Авача. Относится к вулканам типа Сомма-Везувий, то есть это молодой вулкан, который вырастает из останков древнего, более крупного и высокого вулкана («Палео-Авача», с предполагаемой высотой не менее 4500 м).

Он прекрасно виден из города (наряду с Корякским), так как находится совсем недалеко и потому является более популярным среди туристов. Взойти на него однако не так просто как кажется. В 1787 году взойти на вершину вулкана попытались участники кругосветной экспедиции Лаперуза: Бернизэ, Монже и Рисевер и не смогли! Покорили вулкан только в 1824 году. К слову — местные аборигены даже не предпринимали попыток покорять вулканы. Вероятно из-за религиозных соображений.

Конечно, первые покорители были моряки, а не профессионально подготовленные альпинисты, но и я тоже не скалолаз, если не считать путешествий по горным массивам Кольского полуострова.

На этот раз мы шли в составе небольшой группы. Проводник сообщил, что могут быть трудности с погодой — несмотря на ясное солнце наверху сильный ветер и температура до -30. Также он сообщил ,что из вчерашней группы только два человека из восьми смогли покорить вершину. Статистика нерадужная. Но не подняться на вулкан — значило опозориться.

После небольшой заминки выдвинулись на снегоходах в сторону вулкана. В зимнем восхождении при наличии минусов — отрицательных температур и скользкого склона, есть один несомненный плюс — на снегоходах можно подняться достаточно высоко к склону вулкана, чтобы длина подъема составила километр, с перепадом высот в 350-400 метров. Что мы и проделали.

Но чем выше — тем холоднее. Когда мы подошли к месту подъема два моих спутника отказались подниматься, предпочтя катание на снегоходе. Нам же отступать было некуда — только вверх!

После первых двадцати метров я вспомнил слова первого проводника Володи о том, что на Авачу следует лезть в «кошках» - в металлическиех приспособлениях,которые крепятся на ботинки/сапоги. Снег был сильно спрессован, и ноги нещадно проскальзывали. Приходилось делать ступеньки небольшой лопатой, которую захватили с собой. На мой вопрос — почему нет кошек, проводник Иван ответил, что он не выдает их туристам из-за боязни травм. Выворачивают ноги и калечат друг друга. В общем приходилось рассчитывать на лопату и трекинговые палки.

Начал я довольно бодро. Но ближе к середине я стал задыхаться и останавливаться. Сбилось дыхание. Было очень непривычно. А ветер там уже был приличный. Долго стоять нельзя — продувает. В рюкзаке лишь двухлитровый термос с чаем и фотоаппарат - но и он мне стал казаться тяжеловатым. Кое как уместившись на уступе решили сделать по глотку чая. На таком ветру сделать это было довольно проблематично — пальцы моментально немели, а откручивать крышку термоса в толстых перчатках было неудобно. Тем не менее, попили чай, я даже съел дольку шоколада. Нужно было идти дальше, хотя проблема с дыханием не решилась, плюс навалилась усталость. Было тяжко, но даже мысли о том, что можно отступить не возникло. Стал отдыхать чаще, чтобы отдышаться. Наконец... Вершина! Да! Вот это было радостно.

Мы стояли на вершине у края кратера. Фумарольные газы были настолько плотными, что разглядеть там что-либо было невозможно. В отличие от Горелого, где ветра не было, здесь ветер был весьма злой при довольно низкой температуре (до -30). Потому задерживаться на вершине не стали — нужны были еще силы для спуска.

Спуск конечно дался легче, хотя пару раз я упал и сломал трекинговую палку. К снегоходу я подобрался уже изрядно уставшим! Но там нас ждал чай и бутерброды с салом — для быстрого восстановления энергии.

Проводник поздравил меня с успешным восхождением, сказав еще раз, что значительная часть туристов не поднимается, сдается.

Ну что же, было приятно осознавать что я не облажался. Это я отметил ужином в открывшемся наконец ресторане при гостинице и позволил себе выпить бокал японского пива. Спал сном младенца.

На следующий день предстояло возвращаться домой. Заехав на рынок и закупив рыбы и икры себе, детям, а также в подарок друзьям и родственникам , я выдвинулся в аэропорт.

Был яркий солнечный день. Взлетая я еще раз полюбовался камчатскими сопками, пока их не скрыли облака.

Что можно сказать в итоге. Камчатка мне очень понравилась. Я там реально отдохнул. И если бы было можно — продлил бы отпуск еще на неделю, покорив Мутновский вулкан и полюбовался бы на Ключесвкую сопку, самый высокий вулкан Камчатки. Вернусь ли я туда еще? Возможно, но это уже будет летом. И после Исландии, плато Путорана и Алтая.

Что мне не понравилось? Отсутсвие серсива. Недостаточно развитая туристическая инфраструктура. Как бы да, это плохо. Но с другой стороны. Если там будут проложены дороги к каждому объекту, а у подножий вулканов будут работать рестораны — получишь ли ты те же ощущения, когда ты понимаешь, что на десятки километров вокруг ни души? Слетаю в Исландию — сравню ощущения.

PS

Слайдшоу с полным набором фото в хронологическом порядке:

© 2017 - 2019 «Проект Вознесение».