Неонуар семидесятых


Хотя нуар находил своё воплощение в каждом десятилетии под неонуаром обычно понимают фильмы 70 гг.

Я выбрал три картины из довольно большого списка - рамки неоунара сильно размыты и пожалуй единственным критерием жанра в 70-е является мрачная детективная история. Сразу скажу, что из трех выбранных фильмов понравился мне только один . Но чтобы не портить обзор, я не скажу какой именно.

Нуар был был воскрешен эпохой семидесятых, принесшей тревожные настроения. На этот раз — серьезный экономический кризис, пошатнувший американскую экономику и война во Вьетнаме, которая закончилась для США полным поражением в 1975. Светлые и ультрапозитивные 60-е, сменились «неонуaрным» десятилетием.

Первый фильм, выбранный мною для просмотра это «Таксист» Мартина Скорсезе («Taxi Driver») 1975 года.

Главный герой Трэвис Бикл в исполнении Роберта Де Ниро — социопат, страдающий психическими расстройствами и бессонницей. В прошлом морской пехотинец, прошедший вьетнамскую войну.

Трэвис устраивается на работу ночным таксистом и колесит по Городу, наблюдая за его темной жизнью полной пороков: среди его попутчиков попадаются наркоманы, проститутки и их клиенты, потенциальные убийцы и психи. После смены он сидит в прострации в порнокинотеатрах и, возвращаясь домой, засыпает после приема снотворного. Он абсолютно одинок — у него нет ни друзей, ни каких-либо отношений.

Попытки завести знакомство с девушкой заканчиваются неудачей, так как она распознает в нем психопата и сбегает. Это обескураживает Трэвиса - он попытался открыться и был отвергнут. Но именно это событие и мотивирует его к тому, чтобы поставить цели, которые будут зависеть только от его собственных усилий. Первая — убийство кандидата в президенты США (девушка, с которой он пытался завязать отношения работала в его предвыборном штабе), вторая - «спасение» малолетней проститутки Айрис.

Покушение не удается, а попытка спасти Айрис приводит к ночной кровавой бойне в подпольном борделе. Кажется фильм заканчивается каким-то абсурдно счастливым финалом, но зная Скорсезе, соглашусь с критиками, что события после смертельного ранения Трэвиса происходят в его угасающем сознании. Наиболее сильная сцена — перестрелка в борделе.

Влияние: психопат Джон Хинкли, преследовавший Джоди Фостер (исполнительница роли Айрис). В 1981 году совершил покушение на Рональда Рейгана, что привело к серьезному ранению президента и еще нескольких человек.

Фильм номер 2. «Разговор» («The Conversation») Фрэнсиса Форда Копполы, снятый им в 1974 году.

И вновь главный герой — социопат, одержимый манией преследования и помешанный на конспирации. На этот раз - Гарри Кол, супер профи по прослушке. Один из лучших в своем деле.

Если не считать его нечастых визитов к любовнице, то можно сказать что он одинок и не нуждается в отношениях. Несмотря на намеки любовных сцен видно, что даже общаясь с женщинами Кол закрыт и холоден. С коллегами по бизнесу дистанцируется и никого не пускает в свой мир. Лишь его музыкальные пристрастия (Кол играет на саксофоне) и странное религиозное рвение выдают в нем какие-то эмоции.

Кол оказывается втянутым в одно дело, которое, как ему кажется, может привести к убийству. Кол сильно переживает, ведь однажды компромат, который он достал, стал причиной гибели трех человек. Он пытается предотвратить преступление и сам оказывается вовлеченным в смертельную игру. Однако все оказывается намного сложнее, чем Кол предполагал в начале - невинные жертвы, которых он хотел спасти, сами оказываются преступниками, использовавшими Кола в роли пешки. Это наносит по психике главного героя сокрушающий удар, от которого на вряд ли оправится.

Наиболее сильная сцена: расшифровка аудиозаписи с ключевой фразой про убийство, разгром собственной квартиры в поисках «жучков».

Влияние, резонанс: картина вышла за несколько месяцев до Уотергейтского скандала, приведшнего к отставке Никсона.

Номер три - «Долгое прощание» («The Long Goodbye») Роберта Олтмена 1973 года.

В этой картине главный герой — частный детектив Марлоу. Классический герой нуаров 40-50, но помещенный в другую эпоху. Но это не крутой Майк Хаммер из «Целуй меня насмерть», а неудачник, который которого бьют все.

«В долгом прощании» особенность нуара — фатализм , усилен до максимума. Герой практически не управляет ходом расследования. Он статист, вокруг которого разворачиваются события и Малору остается только принимать их, наблюдая обман друга, бессмысленный садизм криминального авторитета и предательство женщины. Даже его любимый кот ему не подчиняется.

Лишь в финальной сцене убийства он реабилитирует себя, совершая поступок.

Наиболее сильные сцены — натуралистическая сцена с бутылкой колы, сцена объяснения писателя с женой, снятая через отражение в стекле. Фильм примечателен также тем, что совершенно неожиданно я там встретил железного Арни, играющего роль шестерки).

70-е считаются эпохой мрачного кино. Не только неонуар, было много и картин другого жанра , например фантастических фильмов, снятых в депрессивной манере. О них мы еще поговорим в обзорах кинофанатстики. Но семидесятые сменились позитивной эпохой «диско», изменившей запросы социума. Тяжелые детективы потеснились крутыми боевиками и кинофантастикой, где граница между добром и злом была четко очерчена и плохие парни всегда получали по заслугам.

Закончился ли на этом нуар? Нет. И в 80 е и в 90е и далее периодически снимались нуарные картины. А в 80-е зародился фантастический литературный жанр, имеющий много общего с классическим нуаром — киберпак, и он тоже найдет свое киновоплощение под видом технонуара. Об этом следующая статья.


© 2017 - 2019 «Проект Вознесение». 

  • Vkontakte Social Icon
  • Facebook Social Icon
  • YouTube Social  Icon